14 июня 2017 года аудитор Валерий Богомолов выступил на заседании Совета Директоров Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР»
В прошедшем году Счётной палатой было уделено особое внимание формированию и использованию дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
Нормативная база, необходимая для планирования и осуществления дорожной деятельности в части региональной сети автомобильных дорог, создана.
Вместе с тем, проведенные мероприятия свидетельствуют, что основной проблемой в настоящее время является выполнение положений принятых нормативных актов.
В частности, Федеральным законом об автомобильных дорогах установлено, что формирование расходов бюджета субъекта на ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами финансовых затрат.
Как показали проведенные в 2016 году мероприятия нормативы финансовых затрат субъектами Российской Федерации приняты, за исключением шести регионов.
Справочно: Республики Карелия, Коми и Татарстан, Калининградская, Самарская и Челябинская области.
Однако многими субъектами Российской Федерации при разработке нормативов не учитывались имеющиеся средства на их финансирование, региональные особенности и прочее.
Четырьмя субъектами нормативы утверждены на уровне федеральных автодорог, хотя нагрузка на региональную сеть значительно меньше, чем на федеральные дороги.
В результате в Карачаево-Черкесской Республике в 2015 году нормативные затраты на содержание 1 км автодороги, утвержденные в сумме 872,0 тыс. руб., фактически составили 23,0 тыс. руб. Зачем такие нормативы?
Необходимо отметить, что даже у регионов, имеющих общие границы и практически одинаковые климатические условия, нормативные затраты значительно отличаются друг от друга.
Например, в Республике Северная Осетия нормативные затраты на содержание 1 км автодороги V категории составляют 185,0 тыс. руб., а в Кабардино-Балкарской Республике 493,0 тыс. руб., или практически в 3 раза больше.
В 2015 году фактические расходы 21 субъекта Российской Федерации на содержание автодорог составляли менее 50% объёма расходов, рассчитанных исходя из нормативных затрат. По ряду регионов данный показатель составляет менее 30%.
Одним из основных источников формирования региональных дорожных фондов являются доходы от поступления акцизов на нефтепродукты и транспортного налога.
Вместе с тем проведённый анализ показал, что бюджетные ассигнования региональных дорожных фондов в ряде случаев занижены в результате несоблюдения субъектами Российской Федерации требований бюджетного законодательства.
Так, в нарушение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации 5 субъектами на 2016 год бюджетные ассигнования дорожных фондов утверждены на 4,4 млрд. руб. меньше, чем прогнозируемый объём доходов от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога.
Кроме того, проведённый анализ показа, что в ряде случаев субъектами Российской Федерации неиспользованные средства дорожных фондов в текущем году не направляются на их увеличение в очередном году.
Так, при формировании дорожных фондов на 2015 год 42 регионами не были учтены неиспользованные в 2014 году бюджетные ассигнования на общую сумму 63,9 млрд. руб., а 2016 году 53 субъектами – 76,7 млрд. руб.
Несмотря на острую потребность в работах по ремонту региональных дорог, из года в год отмечается и низкое кассовое исполнение бюджетных ассигнований дорожных фондов. В 2014 и 2015 годах указанный показатель составил 86%. По итогам 2016 года из 821,3 млрд. руб., кассовое исполнение составило 729,8 млрд. руб., или 88,9%.
Анализ региональных законов о дорожных фондах показа, что рядом регионов помимо поступлений от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога утверждены только 2-3 вида доходов, являющихся источниками дорожных фондов.
Таким образом, субъектами Российской Федерации на законодательном уровне ограничены источники формирования дорожных фондов, вследствие чего у регионов отсутствуют дополнительные возможности направления бюджетных средств на осуществление дорожной детальности.
Следует отметить и низкий уровень прогнозирования субъектами Российской Федерации административных ими доходов, являющихся источниками формирования дорожных фондов.
Так, в 2016 году прогнозный показатель поступления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и транспортного налога составил 394,5 млрд. руб., или на 31% больше прогнозного показателя.
В 2016 году Росавтодором представлены иные межбюджетные трансферы 83 субъектам Российской Федерации в сумме 81,0 млрд. руб. в целях осуществления дорожной деятельности.
При этом 34 субъектами не достигнуты плановые показатели по вводу автомобильных дорог в результате строительства и реконструкции, а также в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог.
В рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» Росавтодором заключены соглашения с 49 субъектами Российской Федерации.
По итогам 2016 года из 559 км, предусмотренных к вводу заключенными соглашениями, субъектами Российской Федерации получено разрешение на ввод только 351,5 км или 63%.
В прошедшем году Росавтодором были предоставлены субсидии 11 регионам без учета соблюдения ими уровня финансирования, установленного заключенными соглашениями, и использованные с нарушением условий их предоставления в общем сумме 260,0 млн. руб.
В целом, в рамках контрольных мероприятий по формированию и использованию дорожных фондов, проведённых Счётной палатой в 2016 году в Тверской, Воронежской, Калужской, Московской, Саратовской и Ярославской областей, установлены нарушения бюджетного законодательства, федерального закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации, требований при выполнении государственного задания на общую сумму 14,5 млрд. руб.
С учётом изложенного можно сделать вывод о том, что у регионов существуют дополнительные возможности и ресурсы для увеличения объёма дорожных фондов.
Наверх | Все события
|